Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

щих чертах пути развития музыкальных


Предлагаемая антология призвана проиллюстрировать в об­ щих чертах пути развития музыкальных стилей от раннего Сред­невековья до середины XVIII века; эти образцы отобраны и изложены с учетом запросов читателя, интересующегося историей музыки. Вся подготовительная работа была направлена на до­стижение этой цели. Особых усилий потребовали поиски такого способа изложения музыкального материала, который был бы наиболее удобен для анализа — самостоятельного или под руко­водством педагога. Кроме того, составители стремились к тому, чтобы музыкальные тексты могли использоваться для реального исполнения. Поэтому отбирались те образцы, которые представ­ляют особый интерес и художественную ценность и достойны быть исполненными ради чисто музыкального удовольствия, поми­мо каких-либо педагогических задач. С этой целью использованы, насколько это было возможно, целые сочинения или относительно завершенные их части.
Настоящее собрание отнюдь не претендует на исчерпываю­щую полноту. Оно содержит музыкальный материал, необходимый для систематического изучения истории музыки, хотя не исклю­чено, что окажется полезным и для образованных музыкантов. Предполагается, что читатель сам подробно проанализирует каждый образец в свете сопутствующего историко-аналитического комментария, ибо только в процессе такого детального изуче­ния может быть достигнуто истинное понимание музыкальных стилей. С другой стороны, данное собрание содержит все необхо­димое для исполнения наиболее характерных образцов форм и стилей тех периодов, сохранившийся от которых достоверный нотный материал часто бывает труднодоступным.
Комментарии, сопутствующие каждому музыкальному образцу, призваны охарактеризовать происхождение, особенности данной формы и место, занимаемое данным сочинением в истории музыки, а также подсказать возможные направления его анализа. Составители отнюдь не стремились снабдить читателей всей полнотой данных, необходимых для понимания того или иного образца, считая желательным и даже обязательным знакомство с существующими трудами по истории музыки.
Музыкальный материал, представленный в настоящем издании, может быть
5
с пользой для учащегося расширен за счет таких трудов как «История музыки в нотных образцах» А. Шеринга, «Историче­ская антология музыки» А. Дэвисона и В. Апеля, «Музыка древних эпох» И. Вольфа, «Краткая история музыки» А. Эйн­штейна,*) а также собраний более специального характера.
Все справки, касающиеся источников, даны в комментариях. В тех случаях, когда данные о предлагаемой версии музыкаль­ного образца отсутствуют, она принадлежит составителям. Среди источников менее достоверного характера составители оказывали предпочтение наиболее общепризнанным. Нотографические ссыл­ки помогут учащимся познакомиться с названиями некоторых из наиболее важных рукописных и печатных источников, относящих­ся к исследуемым периодам, а также некоторых фундаментальных современных изданий старинной музыки. Более подготовленные читатели в поисках дополнительного материала могут самостоя­тельно обращаться к указанным источникам.
Авторы надеются, что каждый из музыкальных образцов будет исполнен читателем-музыкантом в меру его сил и возмож­ностей, ибо только через воплощение в реальном звучании может быть достигнуто понимание художественной и духовной сущности музыки, являющейся предметом исторического изучения.

Содержание раздела