Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха



         

8. Школа св. Марциала. Мелизматический органум. «Benedicamus Domino»


20

С аббатством св. Марциала на юге Франции связано возникно­вение композиторской школы, сыгравшей важную роль в развитии органума в период примерно с 1100 по 1150 годы и предшество­вавшей более известной школе при соборе Нотр-Дам на севере (см. комментарий к образцу 9). Как это характерно для школы св. Марциала, в нижнем голосе — теноре — используются фразы григорианских напевов со значительным увеличением длительно­стей, в верхнем же, органальном голосе на каждую ноту мелодии тенора накладывается развитый мелизматический рисунок в сво­бодном ритме. В моменты появления каждой новой ноты тенора между голосами образуются интервалы унисона, кварты, квинты или октавы; в промежутках между этими моментами нота тено­ра выступает как некое подобие органного пункта, не мешая верхнему голосу двигаться по консонирующим и диссонирую­щим звукам. Напев, служащий основой данного образца, по­ется в заключении мессы. Здесь приводится только начало ор­ганума.

Источник:  Paris,  Bibl.   Nat.   lat.  3719.   fol.   70. Транскрипция   (Ф.  Людвиг): G. Adler. Handbuch der Musikgeschichte.  Frankfurt  am Main,   1924, S.  148.




Содержание  Назад  Вперед