Нейдхарт фон Рейенталь (XIII в.). Minnelied «Willekommen Mayenschein»

16
Привет тебе, яркое солнце мая,
Кто заставит нас забыть тебя?
Ибо ты прогоняешь наши болезни,
Это каждый тебе скажет.
Зима так долго покрывала поля и тропы,
Что она охотно благословила бы нас всех
Покинуть этот край.
Теперь ты наполнишь леса цветами
И научишь птичек своим мелодиям любви,
И все леса и луга
Зазвенят их сладостным пением.
Расцвет светской вокальной лирики, родственной творчеству трубадуров и труверов, наблюдался одновременно и несколько позже в песнях немецких миннезингеров. Музыка этих рыцарей-поэтов обнаруживает явное влияние песен трубадуров, но отличается от них рядом важных особенностей — как музыкальных, так и литературных. Слово «Minne» означает «любовь», но тексты песен миннезингеров склоняются скорее к роду повествовательных, нежели любовных; многие же из них обладают религиозным характером. Поскольку немецкая поэзия того времени опиралась не на длительность слогов, а на акцент, ритмические модусы неприменимы к миннезангу: современные исследователи обычно излагают эти песни в двудольном или трехдольном метре, соответственно числу ударных акцентов стихотворения. Нотация предлагаемого образца опирается на расшифровку Вольфганга Шмидера. Пунктирные тактовые черты показывают ритмическую группировку, сплошными тактовыми чертами отмечены концы мелодических фраз; вертикальные штрихи разделяют стихотворные строки, а двойные тактовые черты — строфы. Короткая горизонтальная черта над нотой означает ее продление и паузу Нетрудно заметить, что в результате возникает двудольный ритм.
Миннезингеры использовали церковные лады чаще, чем трубадуры и труверы. Наиболее распространенная форма Minnelied — Bar — состоит из двух Stollen (строф) и Abgesang (заключения), образуя схему аав. Другая форма — Leich (lai y труверов) — тесно связана с секвенцией и ее принципом двустиший.
Предлагаемый образец принадлежит Нейдхарту фон Рейенталю, миннезингеру, жившему в 1-й половине XIII века, чьи песни часто носят характер народных. Этот пример — типичный Ваr с двумя строфами, отличающимися по тексту, и заключением. Одинаковые концовки строф и заключения — особенность музыкального построения, присущая множеству песен миннезингеров.
Источник: Berlin MS: germ. fol. 779, с, 11, Bl. 141а. Факсимиле: Denkmäler der Tonkunst in Österreich, Jg. 37, I Teil. Wien, 1930, S. 4. Транскрипция; там же, с. 31.
17