Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Иоганн Себастьян Бах. Хоральная прелюдия для органа «Christ lag in Todesbanden»


194

Хоральная прелюдия, как и фуга, была распространена в период барокко и достигла совершенства у Баха. В своих перво­источниках эта форма служила вступлением к общинному пению гимна, однако в зрелых проявлениях она представляет собой важный самостоятельный тип сочинения, нередко весьма про­странного, назначение которого — предвосхитить характер и на­строение службы, дать поэтичный музыкальный комментарий к традиционному тексту гимна. Хоральная прелюдия культивиро­валась северогерманскими предшественниками Баха — особенно Шейдтом, Букстехуде, Пахельбелем и Бемом. У Баха представле­но множество типов хоральной прелюдии. Важнейшие из них: мотет, в котором хорал, фраза за фразой, разрабатывается в виде серии фугатных экспозиций; орнаментированный тип, где богато расцвеченная мелодия поддерживается свободным акком­панементом; партита — ряд вариаций на хоральную тему; канони-

195

ческий тип, дающий мелодию хорала в форме канона с фигура­циями в остальных голосах; фигурированный тип, где хоральная мелодия постоянно присутствует как cantus firmus (обычно у сопрано), а остальные голоса разрабатывают ее интонации в манере свободной полифонии.

«Christ lag in Todesbanden» — пример хоральной прелюдии последнего типа; в ней Бах следует, как образцу, стилю Пахель­беля. Глубокая поэтичность мистического чувства, которым она проникнута, показательна для способности Баха воплощать в своих обработках смысл гимна, связанного с используемой мело­дией. Данная хоральная прелюдия взята из собрания аналогич­ных пьес, названного «Orgelbüchlein» («Органная книжечка»), которое должно было, по замыслу Баха, включать хоралы для всех праздников церковного года. Однако была осуществлена только часть этого намерения, связанная с наиболее важными праздниками.

Источник: Johann Sebastian Bachs Werke, Bd. 25, 2. Leipzig,  1878, S. 38.



Содержание раздела