Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


44. Георг Фридрих Гендель. Речитатив, Синфония и Ария из оперы «Ринальдо»


АРМИДА

174

175

176

177

178

179

180

181

Речитатив:

Армида: Мощи меча моего уступи благородную добычу! О боги! что решит судьба?

Ринальдо: Не уступлю я Альмиру, даже если Юпитер все­могущий, мечущий молнии и громы, потребует ее!

Армида: Столь отважен ты, о дерзкий?

(Синфония)

Ария:

Ринальдо: Жена дорогая, дорогая возлюбленная, где ты? О! вернись к тому, кто оплакивает тебя! У алтаря владыки вашего, Эребуса, пламенем гнева своего я бросаю вам вы­зов, о духи тьмы!..

К концу XVII века в итальянской опере выработались ясные различия между преимущественно декламационными разделами,

182

именуемыми речитативами, где в центре внимания находится сло­во, и разделами, выдержанными в лирическом тоне и мелодиче­ском стиле, называемыми ариями, в которых на первый план вы­двигался чисто музыкальный элемент. Были известны два типа речитатива: с аккомпанементом континуо (recitativo secco — «су­хой» речитатив), приближающийся по манере подачи слова к естественной речи и пренебрегающий ритмическим и мелодиче­ским разнообразием, и другой — сопровождаемый оркестром (re­citativo accompagnato — аккомпанированный речитатив), с более упорядоченной ритмикой и более развитым мелодическим кон­туром.

«Ринальдо» — сочинение, утвердившее Генделя как оперного композитора в Лондоне в 1711 году. Ее основой послужил один из эпизодов «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо — поэмы, из которой в период барокко и позже черпались сюжеты множества опер. Речитатив secco, которым начинается данный пример, — беглый обмен репликами между действующими ли­цами — соответствует тому моменту действия, когда волшебница Армида вырывает из рук Ринальдо его возлюбленную Альмиру. В продолжение последующей синфонии Ринальдо обнажает меч, пытаясь освободить свою невесту, но темное облако, кишащее страшными чудовищами, опускается на Армиду и Альмиру, и они исчезают. Этот короткий оркестровый эпизод типичен для манеры инструментальных интерлюдий, которые оживляли сценическое действие в итальянской опере того времени и встречались также во французской опере того же периода.


Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин