Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Франсуа Куперен (1668--1733). Пьеса для клавесина «La Galante»


153

154

Вслед за прямым и энергичным искусством верджинелистов возникла новая, резко отличная школа композиторов клавирной музыки — школа клавесинистов, появившаяся во Франции в сере­дине XVII века. Ее основателем был Шамбоньер, в изящных, изысканных пьесах которого заметны многие черты лютневой музыки. Стиль клавесинистов достиг высшего развития в твор­честве Франсуа Куперена, прозванного Великим, которому поклонялись Бах и Гендель. В продолжение 1-й половины XVIII века Куперен, любимец Людовика XIV, культивировал искусство миниатюры; его пьесы чаруют остроумием, элегантностью и тщательностью отделки, отразившими галантный дух двора, к которому композитор был близок. Приводимая пьеса, носящая характерное название, демонстрирует псевдополифонический стиль с его фактурной свободой и обильной орнаментикой, кото­рый был унаследован Купереном от лютнистов.*) Почти все его пьесы снабжены описательными названиями, часто настолько причудливыми, что связь их с музыкой, кажется, исчезает совер­шенно. В большинстве своем пьесы Куперена написаны в типич­ной двухчастной форме сюитных танцев и, фактически, могут быть расценены как те или иные танцы. Так, «La Galante» представ­ляет собой жигу.

Источник: F. С о u p e r i n. Second livre de pieces de clavecin. Paris [без даты, предп. 1717]. Современное издание: F. С о u p e r i n. Pieces de clavecin (ред. И. Брамса и Ф. Кризандера), London, 1889. р. 217.



Содержание раздела