Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Песни труверов (XII—XIII вв.) Виреле «Or la truix»


Песни труверов (XII—XIII вв.) Виреле «Or la truix»

14

Как трудно склонить ее сердце,

Она ведь так проста.

Я был слишком самонадеян,

Хотя и чувствовал,

Что не скоро добьюсь ее, увы!

Она лишь ранила меня.

Как трудно склонить ее сердце,

Она ведь так проста.

Одноголосная светская музыка средних веков преимущест­венно представлена лирическими мелодиями рыцарей — трубаду­ров и труверов (XII—XIII в.). В настоящее время насчитывается около 1700 таких мелодий, нотированных как напевы без сопро­вождения. В живописных полотнах того времени исполнители этих мелодий обычно изображались с каким-либо инструментом, роль которого, как предполагается, сводилась к кратким импро­визационным вступлениям, интерлюдиям и заключениям.

Мелодии обычно не выходят за пределы диапазона октавы; многие из них изложены в церковных ладах, обычно в дорий­ском и миксолидийском, хотя еще чаще встречаются мажор (как в «Or la truix») и минор. Большинство напевов лишено указаний на ритм; в современных расшифровках они приспосабливаются, в соответствии с текстом, к тому или иному из шести ритмических модусов. Эти ритмические модусы представляют собой систему метрических схем, извлеченных ' из классической латинской и греческой поэзии, в которых чередование долгих и кратких дли­тельностей образует различные виды трехдольности. В предла­гаемом образце использован первый ритмический модус (трохей).

Песни труверов отличаются от песен трубадуров более ясно очерченными ритмом и строением, а также большим разнообра­зием форм. Основные формы песен труверов — баллада, рондо и виреле. Приводимый образец виреле включает рефрен, сопро­вождаемый новой мелодической фразой, которая затем повторяет­ся с новым текстом; после этого следует рефрен с новыми сло­вами и, завершая построение, — рефрен с первоначальным тек­стом. Таким образом, схему стихов можно представить как ab, cd, ef, ab, a музыкальную схему — ab, cс, ab, ab.

Приводимый образец интересен тем, что он представляет собой один из нескольких напевов, дошедших до нас в качестве теноровой партии мотета XIII века (см.: Friedrich Gennriсh. Rondeaux, Virelais und Balladen. Göttingen, 1927, Bd. 2, S. 320; несколько иная версия: Y. Rokseth. Polyphonies du XIIIe si­ècle, vol. 3, p. 173).

Источник: Oxford, Bodleian, Douce 308, fol. 226, 237; a также: Montpel­lier, Faculté de Médecine, H 196, fol. 338. Транскрипция: Friedrich Gennrich. Grundriss einer Formenlehre des Mittelalterlichen Liedes. Halle, 1932, S. 72.

15



Содержание раздела