Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Джакомо Кариссими (1605—1674) Сцена из оратории «Суд Соломона»


*) Оригинал большой секундой выше.

112

113

114

115

116

117

Соломон:   Принесите,   принесите   меч   и   разделите   живого младенца надвое и дайте половину одной и половину другой.

2-я Мать: Праведно решение твое, о царь; пусть не достанется ни одной, ни другой: разделите, разделите его.

1-я Мать: Ах, мой сын! Сердце мое тоскует по тебе, мой сын! Отдайте, отдайте ей живое дитя и не делите.

Соломон: Разделите, разделите живого младенца.

2-я Мать: Пусть не достанется ни одной ни другой: разделите, разделите его.

1-я М а т ь: О нет, не делите! Отдайте, отдайте ей живое дитя и не делите.

Соломон: Отдайте этой живое дитя, ибо она его мать.

Оратория, так же как и опера, возникла в самом начале XVII столетия и на первых порах отличалась от оперы только использованием духовных текстов. К середине XVII века она решительно отбросила сценическое одеяние оперы и приобрела характерные черты самостоятельной музыкальной формы. Веду­щую роль в этом процессе играл Кариссими, римский церковный музыкант.

Произведение, из которого извлечен настоящий отрывок, начинается инструментальной интродукцией, после чего «исто­рик», или повествователь, — непременный участник священных представлений с XII по XVIII век — сзывает народ. Затем следует сцена Соломона с двумя матерями, воспроизведенная в нашем образце, после которой, заключая произведение, звучит большой мотетообразный хор, славящий мудрость царя. Данный образец иллюстрирует использование монодии в музыкально-драматиче­ском воплощении библейского текста.

В оригинальной партитуре содержатся только две мелодиче­ские линии — речитатив и бас без цифровки; расшифровка вы­полнена нами ради удобства исполнения. Бас без цифровки не был редкостью в музыке барокко, поскольку в то время исполни­тель на клавишных инструментах должен был уметь употреблять нужные аккорды и без помощи цифровки.

«Суд Соломона» представляет собой тип более короткой ора­тории, которая, в отличие от большой оратории, иногда именует­ся церковной кантатой (cantata da chiesa). Светская разновид­ность подобной малой оратории, в которой, впрочем, почти ни­когда не участвует хор, известна под названием камерной кантаты (cantata da camera).

Источник: Carissimi. Werke. (Под ред. Ф. Кризандера.) — Denkmä­ler der Tonkunst, Bd. U. Hamburg, 1869. В данном томе содержатся также ора­тории Кариссими «Jephte», «Baltazar» и «Jonas».

118



Содержание раздела