Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


31. Клаудио Монтеверди (1567—1643). Речитатив из оперы «Орфей»


*) Тенор, октавой ниже.

109

110

Ты погибла, погибла, любимая, а я все живу, ты покинула меня навсегда, ты никогда не вернешься, а я остаюсь здесь. Нет, нет! Если только пение обладает могуществом, я достигну подземных глубин и песней своей склоню владыку царства теней дать тебе вновь увидеть звезды. Если же жестокая судьба отвернется от меня, я останусь с тобой в царстве теней! Про­щай же, земля, прощай небо, и солнце, прощай.

Важнейшим непосредственным результатом опытов над ново­созданной монодией с аккомпанементом, которые велись во Фло­ренции в конце XVI века, явилось возникновение оперы. На пер­вых порах при овладении новой формой композиторов более всего занимала точность передачи естественных ударений текста. Сред­ством достижения этой цели стала свободная декламация, почти совершенно лишенная мелодического развития, которая просто следовала за подробностями текста от одного эмоционального момента к другому. Такая «блуждающая» декламационная музы­ка, вскоре получившая наименование речитатива, поддержива­лась только партией континуо. Лирическое начало, позднее ут­вердившееся в арии, в первых операх почти совершенно отсут­ствовало. (О речитативе и арии последующего времени см. ком­ментарий к образцу 44.) Хор играл очень незначительную роль,

111

оркестр обычно использовался только во вступлениях и интерлю­диях между сценами.

Огромный прогресс во всем оснащении оперы был совершен в середине XVII века Монтеверди, который был первым гениаль­ным оперным композитором. В отличие от Пери и Каччини, он применял оркестр для достижения драматических эффектов. В пе­чатной партитуре «Орфея» Монтеверди временами дает указания на используемые инструменты — это большей частью различного рода континуо. В приводимой сцене, где Орфей, узнавший о смерти Эвридики, выражает свое решение оставить землю и последовать зa ней в подземное царство, предписано применение органа-портатива и басовой лютни, призванных осуществить аккордовое сопровождение на основе цифрованного баса. При­водимая нами расшифровка следует оригиналу ближе, нежели многие современные издания, и, надеемся, точнее передает эф­фекты характерного для Монтеверди энергичного использования диссонансов ради усиления драматизма и эмоциональной выра­зительности. Настоящая версия задумана таким образом, что может использоваться для аккомпанемента певцу, если исключить вокальную партию (изложенную здесь октавой выше предписан­ного композитором тенорового диапазона). Расстановка тактовых черт, в оригинальном издании совершенно лишенная ритмического значения, изменена, чтобы сделать более явными оттенки монтевердиевской декламации.

Источник: L'Orfeo, Favola in Musica, da Claudio Monteverdi. Venezia, 1609. (Факсимильное издание: Augsburg, 1927.)




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин