Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Джайлс Фарнеби (ок. 1560 — ок. 1600). Вариации для вёрджинела «Loth to Depart»*)


*)   Loth  to depart  (англ.) — нежелание    уезжать.

100

101

102

103

104

В Англии совершенные образцы специфически клавирного стиля впервые появляются в конце XVI — начале XVII веков в сочинениях для того типа клавесина, который именовался вёр­джинел. Стиль подобных произведений, принадлежащих Бёрду, Филипсу, Фарнеби, Буллю, Томкинсу и Гиббонсу, целиком исходит из природы данного инструмента и указывает на высокий уровень виртуозности. Верджинельная литература включает танцы — такие, как павана и гальярда, — вариации, прелюдии импровиза­ционного характера, полифонические фантазии, или «fancy» (ан­глийское название ричеркара), особого типа сочинения с cantus firmus, называющиеся «In Nomine» («Посвящение»), и перело­жения вокальных пьес.

Область наиболее высоких достижений верджинелистов — вариации, обычно сочинявшиеся на народные мелодии или напе­вы популярных песен. Приводимая пьеса дает представление о характерных чертах вариаций того времени, с их эпизодичес­кими имитациями (как строгими, так и свободными), беглыми фигурациями и орнаментированными кадансами, многочислен­ными неречениями и спорадическими усложнениями ритма.

Рано умерший Фарнеби представлен более чем 50 сочине­ниями в замечательной «Fitzwilliam Virginal Book» — собрании из 297 пьес почти всех верджинелистов. Подобно многим из этих композиторов, Фарнеби сочинял также мадригалы.

Способ исполнения орнаментальных украшений, обозначенных в тактах 7, 13 и 35 настоящего образца, неясен. Неравномер­ность тактового деления оригинальной рукописи сохранена.

Источник: Fitzwilliam Virginal Book (Fitzwilliam Museum, Cambridge). Современное издание: Fitzwilliam Virginal Book, vol. II. London, 1899, p. 317.

105



Содержание раздела