Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Лютневые танцы (ок. 1550). Der Prinzen-Tanz; Proportz


DER PRINZENTANZ [Медленно]

66

PROPORTZ  [Быстро]

67

В быстром развитии инструментальной музыки, наблюдавшем­ся в конце XVI века, лютня играла важную роль. В продолжение этого периода она была столь же распространенным домашним инструментом, что и фортепиано в наше время. Лютневая музыка записывалась средствами особой нотации, именуемой табулату­рой, которая графически — при помощи линий и букв (или цифр) — указывала положение левой руки музыканта на грифе и струны, которых надлежало касаться правой. Подобный тип < нотации иногда использовался и в пьесах для клавишных инстру­ментов, где аналогичными средствами указывалось положение пальцев на клавиатуре. Огромное количество рукописных и пе­чатных лютневых табулатур, принадлежащих композиторам Ита­лии, Испании, Франции, Англии и Германии, содержит танцы, канцоны, ричеркары и фантазии, пьесы импровизационного харак­тера и «колорированные» (орнаментированные) транскрипции светских и духовных вокальных сочинений (образцы таких тран­скрипций представлены в настоящем издании — см. №№ 21, 26 и 34). Танцевальные типы движения оказали сильнейшее влияние на развитие всей инструментальной музыки, благодаря отчетливой периодической структуре и применению варьирования вместо точного повторения.

Данный образец иллюстрирует принцип, широко практико­вавшийся в танцевальной музыке того времени, — последователь­ность медленного танца в четном метре и его трансформации в живом трехдольном движении. В Германии такая пара танцев обычно называлась Tanz и Nachtanz (букв. «танец и послетанец») ; наименование Proportz, относящееся к Nachtanz, указы­вает на то, что он представляет собой ритмическую трансформа-

68

цию Tanz. В конце XVI века самую распространенную пару танцев составляли павана и гальярда, которые сочинялись для клавишных инструментов и разных ансамблей, а также для лютни. В XVII веке соединение нескольких танцев привело к появлению сюиты (см. комментарий к образцу 35).

Источник: рукописное добавление к экземпляру: R. Wyssenbach. Таbulaturbuch uff die Lutten. Zürich, 1550. Расшифровка: Wilhelm T a p p e r t. Sang und Klang aus alter Zeit. Berlin, 1906, S. 54.



Содержание раздела