Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Эстампи (инструментальный танец, XIII в.)


30

31

32

Эстампи (именуемый также stantipes, estampida, stampita, istanpitta) — танец XIII—XIV веков и одна из старейших форм инструментальной музыки. Его название происходит от прован­сальского слова estamper, означающего «топать», что может служить указанием на природу этого танца. Его форма может быть выведена из вокальной секвенции, поскольку она состоит из нескольких разделов, называемых puncta (единств. punctum), каждый из которых представляет собой фразу с повторением. Однако, в отличие от секвенции, эти фразы различаются оконча­ниями (кадансами), из которых первый назывался ouvert (откры­тый), а второй clos (закрытый), в соответствии с нашими поло­винным и полным кадансами. В трактате, написанном около 1300 года, теоретик Иоганн де Грохео пишет, что данный танец вклю­чает от пяти до семи puncta; те, в которых число разделов меньше пяти, называются ductia.

Настоящий образец, воспроизводимый по рукописи XIII ве­ка, — двухголосный; он в высшей степени интересен трактовкой главного мотива, который в первых двух puncta появляется в нижнем голосе, а затем до конца пьесы звучит в транспозиции в верхнем голосе. В последнем punctum этот мотив слегка варь­ируется ритмически.

Танцевальная музыка, с ее симметричными периодами и яс­ными кадансами, с самых давних времен была важным фактором в становлении инструментальной музыки. Использование разных ключевых знаков альтерации в различных голосах полифониче­ских сочинений, наблюдаемое в приводимом образце, было весьма распространенным явлением в музыке вплоть до XVI века. Впо­следствии эта практика получила наименование «partial signa­ture» (англ. — ключевые знаки партии. — Ред.). Примеры применения подобной системы см. также в образцах 14 и 16.

Источник: British Museum, Harleian 978. Факсимиле: Wooldridge. Early English Harmony, vol. I, Plate 19. Транскрипция: Johannes Wolf. Die Tänze des Mittelalters. — Archiv für Musikwissenschaft, Jg. l (1918—19), S. 20.

33



Содержание раздела