Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха

       

Кондукт «De castitatis thalamo» (XIII в.).


28

29

Латинские песнопения XII и XIII веков, не имевшие своим источником григорианские мелодии, именовались кондуктами (conductus)—безразлично, были ли они монодическими или полифоническими. Полифонический кондукт, следовательно, — пьеса, написанная на основе тенора, который в свою очередь явился плодом свободной фантазии композитора. Другая сущест­венная особенность этой формы заключается в том, что верхние голоса, будучи по большей части ритмически идентичными тено­ровой партии, образуют в целом склад «нота против ноты». Кондукт выдержан в модальном ритме; все голоса имеют один и тот же текст, и тенор предполагает не инструментальное (как в образце 10), а вокальное исполнение. Гармонические сочетания определяются теми же принципами, что и в мотете того времени. В приводимом ниже образце между акцентируемыми моментами почти не наблюдается резких диссонансов. Следует, впрочем, заметить, что терция считалась тогда диссонирующим интерва­лом. Обычно, как и в нашем примере, первый и предпоследний слоги кондукта растягивались на много тактов. Такие разделы некогда считались инструментальными прелюдиями и постлю­диями к центральному вокальному разделу, однако гораздо боль­ше оснований полагать, что и они вокализировались певцами. Широкое использование гармонических и мелодических секвен­ций в заключении данного кондукта примечательно и является исключением.

Источник: Codex de Las Huelgas (монастырь Las Huetgas близ Бургоса), fol. 131. Факсимиле: Higini A n g I é s. El Codexmusical de las Huelgas, vol. II. Barcelona, 1931. Транскрипция: там же, т. III, с. 306.



Содержание раздела