ЦВЕТОВОЙ СИНТЕЗАТОР

       

Принципиальная схема блока кодирования и де-кодирования


Рис. 3. Принципиальная схема логической части каналов управления сиетоннм потоком

Может быть предусмотрена возможность и по­стоянного горения любой из ламп. Для этого вход компаратора следует подключить не к конденсато­ру 1С1 ... 22С1, а к движку резистора 1R1. Тогда яркость лампы будет регулироваться этим рези­стором.

Формирователь служит для формирования пря­моугольных импульсов из близких к синусоиде сигналов, записанных на магнитной ленте.

По своему построению и принципу работы фор­мирователь аналогичен блоку формирования син­хроимпульсов.

Конструкция и детали. Вся установка смонтиро­вана в одном корпусе по блочной системе, чем обе­спечивается легкий доступ к каждому из блоков.

Основанием конструкции служит рама из алю­миниевого уголка размерами 1000x550 мм, разде­ленная на три секции перегородками. Эти перего­родки придают дополнительную жесткость конст­рукции. В каждой секции находятся текстолитовые панели размерами 400x300 мм. В первой установ­лены автоматический выключатель АЕ3000 для за­щиты от коротких замыканий в нагрузке, силовые диоды В25, расположенные на стандартных алю­миниевых радиаторах площадью 180 см2, и блок питания. Все стабилизаторы блока питания собраны на печатной плате, кроме регулирующих тран­зисторов, которые установлены на радиаторах пло­щадью 120 см2. На этой же плате собран блок син­хронизации.

Рис. 4. Принципиальная схема блока синхронизации

Рис. 5. Принципиальная схема генератора пилообразного на­пряжения

Рис. 6. Принципиальная схема стыковочного модуля



Для стыковки синтезатора с лампами использо­ван разъем ШР32; для стыковки блоков между собой — РПНи РШ2Н.

Во второй секции находятся 22 тиристора К.У202Н, расположенные на алюминиевых радиа­торах площадью 25 см2 и толщиной 5 мм. В каче­стве этих радиаторов использован алюминиевый уголок 50x10 мм, на одной полке которого уста­новлен тиристор, а другая, меньшая, использована для крепления к плате.




В этом же отсеке установлены импульсные трансформаторы МИТ-3 с диодами Д220. Транс­форматоры можно применить самодельные, намо­танные на кольцах типоразмера К20Х7Х4 из фер­рита 600НН проводом ПЭЛ 0,15 — 0.2, количество витков — 100 в каждой обмотке.

Находящиеся в третьей секции остальные бло­ки устройства собраны на печатных платах разме­рами 120X150 мм, заканчивающихся 56 контактными разъемами. Они вставляются в разъем РПН-З-бк. Провода, связанные с конденсаторами клавиатуры, должны иметь длину не более 50 см, они выполнены витыми парами (два провода, скру­ченные вместе, один из которых является экра­ном). Экранный провод должен быть заземлен в начале и в конце линии.



Рис. 7. Принципиальная схема блока питания

Контакты клавиатуры представляют собой гер-коны КЭМ-2, расположенные под клавишами. Кла­виши — от рояля, в них вмонтированы небольшие магниты. Все клавиши крепят на единой оси. Их ход составляет 10 — 12 мм, что вполне достаточно для надежного срабатывания герконов.

При отсутствии герконов можно использовать микропереключатели КМ1, можно применить и сенсорное управление.

Справа и слева от клавиатуры расположены ползунковые резисторы для управления разгоранием и погасанием ламп.

В синтезаторе применены малогабаритные дета­ли: резисторы МЛТ-0,25, электролитические кон­денсаторы К50-6, остальные — КЛС, переменные резисторы СП-23а. Трансформаторы в блоке пита­ния — ТН46.

Настройку начинают с того, что убеждаются в правильности соединения. Затем проверяют работу стабилизаторов блока питания, подключая эквива­ленты нагрузок. При изменении сетевого напряже­ния на ±20% напряжение на выходах схем стаби­лизаторов не должно изменяться более чем на 2%.



Рис. 8. Эпюры напряжения, поясняющие принцип регулирования накала ламп: о -процесс угасания; б — процесс разгорания

Затем проверяют работу блока защиты питания.

Для дальнейшей настройки необходим осцил­лограф с входом постоянного тока (С 1-18, С1-30 С1-47ит.


д.).

Проверяют наличие импульсов на выходе блока синхронизации. Они должны следовать с частотой 100 Гц и иметь амплитуду 2,5 — 3 В.

Следующий этап — проверка компараторов и усилителей мощности, генераторов пилообразного напряжения. Удобно собрать на небольшом щите 22 лампы накаливания на 220 В мощностью 15 Вт и подключить их-к тиристорам.

Проверяют наличие пилообразного напряжения на выводе 9 каждого компаратора (амплитуду 1,5 В подбирают с помощью резистора R2). На вывод 10 каждого компаратора подают напряже­ние 0,1 — 1,5 В. При напряжении 1,5 В тиристор не должен включаться, и по мере уменьшения потен­циала на выводе 10 лампа будет гореть ярче. При номинальном напряжении сети и в крайнем нижнем по схеме положении движка резистора на лампе должно быть не менее 210 В.

При подаче логической «1» на вход стыковоч­ного модуля должен включаться соответствующий канал, причем скорость разгорания должна регу­лироваться.

При подаче логического «0» лампа гаснет, так­же с регулируемой скоростью.

Проверяют работу блока кодирования и деко­дирования импульсов и делителя.

Распределитель проверяют следующим обра­зом: временно отключают шину «Сброс» от выво­да 8 микросхемы Mel 1.2 и шину «Сдвиг» от выво­да. 6 микросхемы Mel 1.1. На шину «Сброс» крат­ковременно подают логический «0». Распредели­тель при этом должен быть установлен в исходное состояние. Затем на шину «Сдвиг» подают одиноч­ные импульсы. На выходах распределителя (с 1-го по 23-й) поочередно должен появляться логиче­ский «0».

Переключатель B1.1 — B1.4 ставят в положение «Запись». При нажатии клавиш должны вклю­чаться лампы соответствующего канала. При от­жатой клавише лампа должна гаснуть. Подключа­ют магнитофон и записывают любую последова­тельность включения клавиш. Затем переключа­тель ставят в положение «Воспроизведение». Про­веряют работу формирователя. На его выходе дол­жны быть четкие прямоугольные импульсы.

Проверяют работу селекторов канала и сброса, а также работу JK-триггера.



Следует отметить, что правильно собранное устройство почти не требует налаживания, а опи­санная выше методика приведена для нахождения возможной неисправности.

В заключение следует отметить, что данная конструкция требует определенного мастерства исполнения для создания художественного образа.

Авторы рекомендуют исполнителям вниматель­но ознакомиться с имеющейся литературой по цве­томузыке, например с книгами Г. Фрининга, К- Ауэра «Человек — цвет — пространство» (Строй-издат, Москва, 1973) и Б. Галеева «Светомузыка: становление и сущность нового искусства» (Ка­зань, 1976).

24.2.2 Л 87

Л87 Лучшие конструкции 28-й выставки творчества радиолюбителей. Сборник / Сост. А. В. Го­роховский. — М.: ДОСААФ, 1981. 159 с., ил. 1 р. 70 к.

Помещены статьи о лучших разработках радиолюбителей -участников выставки. Рассказано о спортивной, звукотехнической, электромузыкальной, радио- и телевизионной измерительной аппа­ратуре и аппаратуре для народного хозяйства, которая еще не была описана в технической литературе.

Для радиолюбителей средней квалификации, имеющих доста­точный опыт в чтении схем, в монтаже и налаживании радиотехни­ческих устройств.

 30406 — 022

Л------------85—80 2402020000 24.2.2

 072(02) — 81

ЛУЧШИЕ КОНСТРУКЦИИ 28-й ВЫСТАВКИ ТВОРЧЕСТВА РАДИОЛЮБИТЕЛЕЙ

Составитель Анатолий Владимирович Гороховский

Редактор Л. И. Карнозов

Художник В. А. Клочков

Художественный редактор Т. А. Хитрова

Технический редактор С. А. Бирюкова

Корректоры В. Д. Синева. И. С. Судэиловская

Сдано в набор 12.12.79. Подписано в печать 22.01.81. Г-44475. Формат

60X90 1/8. Бумага типографская № 2. Гарнитура литературная. Печать

глубокая. Усл. п. л. 20,00. Уч.-изд. л. 22,10. Тираж 150000 экз. № за

каза 1054. Цена 1 р. 70 к. Изд. № 2/1933.

Ордена «Знак Почета» Издательство ДОСААФ СССР. 129110. Москва,

И-110. Олимпийский просп.. 22.

Ордена Трудового Красного Знамени типография издательства ЦК КП

Белоруссии, Минск, Ленинский проспект, 79. 160

© Издательство ДОСААФ СССР, 1981 г.

 

OCR Pirat


Содержание раздела