Регулирование демпфирования АС

       

Регулирование демпфирования АС


 Традиционно считается,что усилитель должен иметь максимально высокий фактор демпфирования(определяется отношением сопротивления нагрузки к выходному сопротивлению усилителя),и,соответственно,минимальное выходное сопротивление нагрузки.Однако в процессе эксплуатации усилителей и анализа причин выхода из строя динамиков оказалось(в основном анализировались динамики диаметром диффузора 15" и 18",диаметром подвижной катушки 100 и 112 мм.и мощностью 250-400 Вт.),что на первый взгляд очевидная причина - высокая выходная мощность и небрежое обращение не совсем верна.Как правило,не было термических разрушений подвижной катушки,динамих выходил из строя от механических повреждений - отрыв катушки,центрирующей шайбы,обрыв тоководов и т.п.Это навело на мысль увеличить выходное сопротивление усилителя,т.к.динамик в простейшем приближении представляет собой линейный двигатель,а т.к.музыкальный сигнал имеет достаточно выраженный импульсный характер,то резкий разгон

и торможение подвижной системы при больших мощностях сопровождается значительными механическими перегрузками,и повышение выходного сопротивления смогло бы снизить ток разгона и торможения,возникающий вследствие действия противо-ЭДС подвижной системы динамика,и соответственно снизить динамические нагрузки на подвижную систему динамика при тех же мощностях.Результаты превзошли ожидания.Кроме резкого снижения процента "вылетов" динамиков,значительно улучшилось качество звучания(вопреки ожиданиям),расширился частотный диапазон динамиков,(что вполне естественно, т.к. динамик представляет собой комплексную нагрузку,в первом приближении похожую на LR-фильтр первого порядка,и повышение выходного сопротивления усилителя,суммируясь с активным сопротивлением динамика, ведет к повышению частоты среза этого фильтра).Повышение качества звучания акустики связано со снижением интермодуляционных искажений,природа возникновения которых очень хорошо описана С.Агеевым в "Радио" N4 1997г.в статье "Должен ли УМЗЧ иметь малое выходное сопротивление?".Она настолько интересна,что я счел необходимым привести ее в сокращенном варианте(без иллюстраций)с некоторыми комментариями и заметками,и,на мой взгляд,ее необходимо внимательно прочесть всем,кто занимается качественным звуком,особенно тем,кто верит в "исключительность" качества звучания ламповых усилителей.Эта статья первая,и,пожалуй,единственная,ставящая необходимость пересмотра общепринятых взглядов на величину коэффициента демпфирования(понятие, видимо,устаревшее и свое отжившее),и объясняюшая природу "феноменального" качества ламповых усилителей.
Но,естественно,вышесказанное не означает,что отпадает необходимость в совершенствовании качественных показателей транзисторных усилителей.И в дополнение к этой статье хотелось бы заметить следующее,касающееся"детальности" звучания ламповых усилителей.Как известно,восприятие звука - функция субъективная.Человеческое ухо безошибочно определяет звук,насыщенный гармониками,как более близкий или громкий,при сравнении с тем же звуком без гармоник.Например,звучание струны гитары или рояля при сильном ударе значительно более обогащается гармониками по сравнению с мягким звукоизвлечением,но все равно слушатель легко определит сильный удар как более громкий и близкий,даже если амплитуду второго сделать несколько больше первого.Как известно,большинство ламповых усилителей имеет Кг около 1%,что и дает пресловутый эффект "приближения" задних планов(следует оговорится,это в случае небольших интермодуляционных искажений,что обычно для ламповых усилителей).В звукозаписи многими операторами используются энхансеры(эксайтеры),работа которых основана на том же принципе - подмешивании к исходному спектру его гармонических составляющих(обертонов)в разных вариантах,чем и достигается эффект более насыщенного звучания.   в начало

Содержание раздела