Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


41. Жан Филипп Рамо (1683—1764). Сцена из оперы «Кастор и Поллукс» - часть 2


Настроение этой сцены прекрасно передано музыкой: инструментальное вступление живописует блаженный покой небесной обители — чувство, которое усиливается в арии Кастора, полной любви и тайной тоски. Противоречие, разрываю­щее его душу, пробивается наружу в страстности речитативного раздела, но вновь уходит вглубь в репризе (da capo).

Богатство гармонии здесь — главное средство передачи на­строения. Среди прочих особенностей стиля Рамо отметим в данном примере экономность средств, которыми композитор до­бивается нужного эффекта, скупое использование полифонических приемов и гармонический склад мелодики. Помимо разнообразия гармонических приемов, Рамо значительно превосходит Люлли в образности оркестровки, широком применении хора и, наконец, в разнообразии инструментальных форм, включаемых в оперу, — увертюр, описательных «синфоний» и многочисленных танцев. И все же оперы Рамо — завершение длительной традиции; они слишком обременены условностями минувших времен, чтобы об­ладать сценической жизнеспособностью. Обратим внимание на то, что данный образец потребовал транспонировки на малую тер­цию вниз — это указывает на жесткие требования, которые Рамо предъявлял порой к своим исполнителям.

Источник: Rameau. Castor et Pollux, tragédie mise en musique. Paris, 1737. Современное издание: Jean-Philippe R a m e a u. Oeuvres complètes vol VIII. Paris, 1903, p. 219.

161




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин