Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


2. Григорианский хорал. Аллилуйя «Vidimus stellam» - Лад 2 (гиподорийский)


Значок

— quilisma. Предполагается, что он означает легкое вибрато. 10

Те разделы текста мессы, которые остаются неизменными в продолжение всего церковного года,— Kyrie, Gloria, Credo, Sanc­tus, Agnus Dei — образуют Ordinarium (лат. — обязательный, соответствующий установленному порядку. — Ред.). Аллилуйя принадлежит к другой группе песнопений мессы, которая име­нуется Proprium (лат. — подобающий. — Ред.), ибо тексты этих песнопений меняются в соответствии с церковным кален­дарем или в связи с каким-либо конкретным поводом поми­новения.

Аллилуйя всегда выдержана в развитом мелизматическом стиле. Это особенно характерно для музыкального изложения самого слова «аллилуйя», которое завершается длинным мелиз­матическим пассажем на заключительном слоге, именуемым, бла­годаря его ликующему характеру, юбиляцией.*) Практика при­соединения текста к этому мелизматическому пассажу привела к возникновению секвенции (см. образец 3). Текст следующего за Аллилуйей стиха (versus) соответствует дню, к которому приурочено песнопение; музыкальное изложение этого текста обычно бывает не чисто мелизматическим.**) Строение Аллилуйи

*)   Jubilatio   (лат.) — ликование. **)   В нотном тексте начало этого раздела  отмечается знаком

11

в большинстве случаев достаточно сложно, поскольку, помимо заключающего повторения начального раздела, его мотивы ис­пользуются в музыкальном изложении дополнительного текста вместе с новым мелодическим материалом. Чередование соло и хора и повторение разделов при исполнении обозначены в приво­димом нотном тексте.

Источник: Liber usualis, p. 460.




Начало  Назад  Вперед



Книжный магазин