Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


15. Гийом Дюфе (ок. 1400—1474) «Kyrie» (I) из мессы «Se la face ay pale» - часть 2


В духовной музыке инстру­менты, вероятно, дублировали вокальные партии, хотя их участие могло ограничиваться и интерлюдиями, лишенными текста.*) Партии отдельных инструментов, вероятно, резко различались в отношении тембрового колорита, и, как принято считать, вырази­тельные оттенки в них отсутствовали.

Источник.: Trent, Codex 88; Sistine Chapel Lib., 14, 25. Расшифровка: Al­bert Smijers. Algemeene muziekgeschiedenis. Utrecht, 1938, p. 101.

Источник «Se la face ay pale»: Oxford, Bodleian, Canonici Misc. 213. Рас­шифровка: Steiner. Early Bodleian Music. London, 1898, p. 140.

*) Способ сочетания слогов текста с тонами вокальной партии в музыке всего XV и начала XVI веков относится к области догадок и предположений. Рукописи и печатные издания этого периода дают лишь общие указания, пре­доставляя певцу решать в деталях, каким образом расположить слоги в напеве. В настоящем образце использована подтекстовка А. Смийерса, который, в предположении об инструментальном исполнении теноровой партии, не снабдил ее словами. Совершенно иная подтекстовка той же пьесы дана в изд.: Denkmä­ler der Tonkunst in Oesterreich, VII, S. 120.

42

16. Жиль Беншуа  (ок.  1400—1460). Chanson «Adieu m'amour et ma maistresse»

*) Длительности сокращены вдвое. **) В подлиннике здесь до.

43

1.  Прощай, моя любовь и дама сердца,

   Прощай, мой господин — желанье,

2.  Прощай, та, которой я служил,

   Прощайте,  утехи и радости моего сердца.

3.  Тоска  поможет мне готовить в тайне

   Новое  свидание с тобой.

4.  Прощай, моя любовь и дама сердца.

   Прощай, мой господин — желанье.

5.  Не забывай, о божество  мое,

   Своего  раба, служившего тебе  безупречно.

6.  И, думая о новом  возвращении,

   Помни о своей небесной  красоте.

7.  Прощай, моя любовь и дама сердца,

   Прощай, мой господин — желанье.

8.  Прощай, та, которой я служил,

   Прощайте,  утехи и радости моего сердца.

Наряду с новаторским монументальным стилем, который бур­гундские композиторы разрабатывали в области мессы, в своих светских сочинениях они продолжали культивировать песню с инструментальным сопровождением в том виде, какой придал ей Машо.


Начало  Назад  Вперед