Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха


1. Григорианский хорал. Антифон - часть 2


Сами мелодии распадаются на три главные группы: силлабическую, где на каждую ноту приходится один слог; невматическую, где одному слогу соответствует группа из двух — четырех звуков (представляемая одной невмой в перво­начальной нотации); и мелизматическую. где на один слог при­ходится более обширная группа звуков. Когда, как это бывает обычно в канонической службе, исполняется весь псалм, его поют в простом силлабическом стиле на один из псалмовых гонов. Большая часть каждого стиха псалма речитируется на одной ноте (тенор). В зачине первого стиха используется про­стая мелодическая формула; цезуры и заключения всех стихов отмечены близкими по рисунку подъемом и спадом в мелодии. Существует восемь псалмовых тонов, соответствующих восьми ладам; таким образом, антифон

(см. ниже) и псалм оказываются тонально (тоново) связанными. Существует также особый тон, именуемый tonus peregrinus, который обладает двумя разными звуками для речитации.

В древнейшие времена две половины каждого стиха псалма пелись антифонно двумя хорами. Позднее после каждого двустишия исполнялась повторяющаяся часть (рефрен), получившая наименование антифона. В настоящее время в дни крупных

9

церковных праздников антифон поется в начале псалма и повто­ряется в конце после Gloria Patri, которое всегда следует за собственно псалмом. В менее важных случаях псалму предше­ствует только первая фраза антифона. В исполнении чередуются соло и хор. Большая часть антифонов выдержана в силлабиче­ском стиле, однако антифоны, предназначенные для больших праздников, подобно приведенному выше, часто бывают невматическими. (Пример чисто силлабического антифона см. в заклю­чении образца 24.)

Источник: Liber usualis  (Ed. N 801 ). Tournai, 1934; Антифон, с. 914; Псалм, с.  150.




Начало  Назад  Вперед